I. Интерактивная деятельность (решение кейса)
Кейс 1
Ситуация № 1
На предприятии многие специалисты курят. Для того чтобы сделать «перекур» требуется пройти через всё здание в специально отвёдённое место во дворе строения. Этот переход занимает от 6 до 8 минут. Ко всему средний процесс курения составлял около 7 минут. Для того чтобы вернуться на своё рабочее место требуется ещё от 6 до 8 минут. Для того, чтобы решить проблему курения на предприятии специалисту Петру Смирнову руководитель организации дал задание провести социологическое исследование по теме- «Повысить производительность труда», что необходимо сделать для того, чтобы снизить количество времени для процедуры курения (запретить курение нельзя) и увеличить количество времени нахождения специалиста на рабочем месте.
Принимая за основу материалы лекции «Методология социологического исследования», ситуация решается на основании видов и типов социологического исследования (опрос, анкетирование, наблюдение и прочее). Составьте план проведения исследования, приведите примеры одного из видов методов исследования с целями, вопросами и выводами по исследовательской деятельности.
Ситуация № 2
Семья Лановых состоит из 4-х человек, отец-Артём Ланов, мать-Наталья Ланова, сын- Никита, 10 лет, дочь- Настя 7 лет. Настя в этом году пойдёт в первый класс общеобразовательной школы. Для того чтобы быстрее и практичнее адаптироваться к обществу школьников родители брали Настю с собой в школу, когда забирали из учебного заведения сына. Они считали, что период нахождения ребёнка в стенах школы помогут привыкнуть ребенку к окружающей среде, не бояться новых впечатлений.
Принимая за основу тему лекции «Социальные институты» проанализируйте возникшую ситуацию, определите функции социальных институтов, возможность скорейшей социализации дочери к новым условиям. Предложите свои условия или дайте предположения других способов социализации дочери (изменение ценностей, функции семьи и прочее).
Ответ:
В данном случае проблемой ситуации является формирование у будущей школьницы социальной адаптации к новой среде ее функционирования. Мы видим тут процесс социализации школьника. Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Социальным институтом же является некая общность, которая образуется в обществе и функционирует в его среде со своим набором правил и функций, которые позволяют объединить в единое целое граждан.
Выделим функции социальных институтов среди, которых можно выделить следующие:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте.
Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, как для расширения, так и для замены кадров.
Среди способов социализации дочери в данном случае можно предложить следующие мероприятия:
Передача опыта от родителей и родных дочери, который может проявляться в виде знаний, навыков, историй и так далее;
Адаптация дочери в школе – данный способ может проявляться в виде общения ее со сверстниками и друзьями, которые так же пойдут в школу - Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Воспитание и
Кейс 1
Ситуация № 1
На предприятии многие специалисты курят. Для того чтобы сделать «перекур» требуется пройти через всё здание в специально отвёдённое место во дворе строения. Этот переход занимает от 6 до 8 минут. Ко всему средний процесс курения составлял около 7 минут. Для того чтобы вернуться на своё рабочее место требуется ещё от 6 до 8 минут. Для того, чтобы решить проблему курения на предприятии специалисту Петру Смирнову руководитель организации дал задание провести социологическое исследование по теме- «Повысить производительность труда», что необходимо сделать для того, чтобы снизить количество времени для процедуры курения (запретить курение нельзя) и увеличить количество времени нахождения специалиста на рабочем месте.
Принимая за основу материалы лекции «Методология социологического исследования», ситуация решается на основании видов и типов социологического исследования (опрос, анкетирование, наблюдение и прочее). Составьте план проведения исследования, приведите примеры одного из видов методов исследования с целями, вопросами и выводами по исследовательской деятельности.
Ситуация № 2
Семья Лановых состоит из 4-х человек, отец-Артём Ланов, мать-Наталья Ланова, сын- Никита, 10 лет, дочь- Настя 7 лет. Настя в этом году пойдёт в первый класс общеобразовательной школы. Для того чтобы быстрее и практичнее адаптироваться к обществу школьников родители брали Настю с собой в школу, когда забирали из учебного заведения сына. Они считали, что период нахождения ребёнка в стенах школы помогут привыкнуть ребенку к окружающей среде, не бояться новых впечатлений.
Принимая за основу тему лекции «Социальные институты» проанализируйте возникшую ситуацию, определите функции социальных институтов, возможность скорейшей социализации дочери к новым условиям. Предложите свои условия или дайте предположения других способов социализации дочери (изменение ценностей, функции семьи и прочее).
Ответ:
В данном случае проблемой ситуации является формирование у будущей школьницы социальной адаптации к новой среде ее функционирования. Мы видим тут процесс социализации школьника. Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Социальным институтом же является некая общность, которая образуется в обществе и функционирует в его среде со своим набором правил и функций, которые позволяют объединить в единое целое граждан.
Выделим функции социальных институтов среди, которых можно выделить следующие:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте.
Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, как для расширения, так и для замены кадров.
Среди способов социализации дочери в данном случае можно предложить следующие мероприятия:
Передача опыта от родителей и родных дочери, который может проявляться в виде знаний, навыков, историй и так далее;
Адаптация дочери в школе – данный способ может проявляться в виде общения ее со сверстниками и друзьями, которые так же пойдут в школу - Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Воспитание и
Кейс-задание 1. Социология 3 ситуации. 2016 год. Сибит.
- Продавец: STUDENTPRO
- Модель: 2161137
- Наличие: Есть в наличии
-
276р.




